Готовность к школе и адаптация учащихся в первом классе

Каждый год 1 сентября десятки первоклассников впервые перешагивают порог школы. Для первоклассников школа – символ взрослости, к 6-7 годам у большинства детей появляется желание стать школьником. Интеллектуальная сфера ребёнка уже готова к систематическому обучению, ребёнок готов принять социальную позицию школьника и начинает к ней стремиться. Целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. Однако на успешность обучения влияет и степень готовности ребёнка к нему.

Будущий первоклассник должен быть готов к школе физически и интеллектуально. Физическая готовность ребёнка к школе включает в себя состояние здоровья будущего первоклассника, физическое развитие, ловкость, выносливость и т.д. Интеллектуальная готовность подразумевает под собой определённый набор знаний и умений, которыми ребёнок должен владеть на момент прихода в школу.

 Однако лишь такой готовности не достаточно. Необходима также готовность ребёнка к изменению своего социального статуса. В школе ребёнка ожидает множество изменений: он попадёт в новую среду с новыми правилами и требованиями, рядом с ним окажется новый детский коллектив, появится учитель, требования которого будут несколько отличаться от требования воспитателя, возрастёт учебная нагрузка и т.д. Все эти изменения, которые произойдут одновременно, запустят процесс адаптации ребёнка к новым условиям, к обучению в школе.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, чтобы адаптироваться человеку необходимо приложить усилия. И все ученики адаптируются по-разному. Выделяют три уровня адаптации учащихся к обучению в школе:

  1. Высокий уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования, усваивает учебный материал, внимателен и прилежен, выполняет поручения без внешнего контроля, комфортно себя чувствует в классном коллективе.
  2. Средний уровень адаптации: положительно относится к школе, её посещение не вызывает у ребёнка отрицательных переживаний, в целом понимает учебный материал, выполняет задания и поручения взрослого при контроле со стороны, сосредоточен на задании тогда, когда оно для него интересно, дружит со многими одноклассниками.
  3. Низкий уровень адаптации: отрицательно относится к школе, преобладает подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, с трудом усваивает учебный материал, не проявляет интереса к самостоятельной работе над заданиями, для понимания материала требуется значительная помощи взрослого, пассивен, некомфортно чувствует себя в классном коллективе.

Таким образом, значительным фактором в успешной адаптации ребёнка к школе является и его психологическая готовность.  Условно психологическую готовность ребёнка к школе можно разделить на следующие блоки.

Личностная готовность. Значительная часть подготовки ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной роли школьника, с его обязанностями, правами. Зачастую первоклассники приходят в школу с энтузиазмом и вдохновением, которое нередко пропадает в течение первого месяца учёбы, т.к. оно чаще связано с внешними атрибутами школьника. Простыми словами, первоклассник хочет в школу, потому что у него новый красивый пенал, портфель, форма, много чистых тетрадей и прописей или там он встретит друга из детского сада. Внешние атрибуты вскоре теряют свою привлекательность, а ребёнок теряет желание продолжать учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа привлекала ребёнка своим главным направлением – учёбой. Если ребёнок не готов к принятию новой позиции, то даже при наличии высокой физиологической и интеллектуальной готовности ему будет трудно адаптироваться к процессу обучения.

Родителям важно формировать верное представление о школе у ребёнка, положительное отношение к ней, к учителям, к учёбе. Формирование такого представления заключается не только в расширении знаний ребёнка о школе, оно связано с развитием ценности учёбы, способом подачи информации, её достоверности.

Волевая готовность. Будущего первоклассника ждёт напряжённая работа, ведь ему придётся ежедневно преодолевать собственные привычки и желания, делать  то, что говорят, а не то, что хочется, слушать учителя и подчиняться расписанию. Для этого ребёнку понадобятся его волевые усилия, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью. В данный период активное развитие получает произвольная сфера ребёнка. Первоклассник должен уметь ставить цель, принимать решение, намечать план действий, реализовывать его, проявить усилие по его выполнению и оценить результат. Конечно, многое зависит от трудности задания, длительности его выполнения. Однако в 6 лет развитие произвольной сферы ребёнка должно позволять ему побороть желание, отказаться от интересного занятия в пользу поручения взрослого, побороть боязнь. Способность ребёнка справляться с трудностями и учение преодолевать свои желания и боязнь поможет ребёнку успешнее преодолевать сложности в процессе адаптации к первому классу.

Чтобы помочь ребёнку родителям важно своевременно приучать ребёнка к режиму дня, самостоятельному выполнению посильных заданий, терпению.

Познавательная готовность. Для успешного обучения ребёнку необходимо должное развитие памяти, мышления, внимания. В современных условиях готовность к школе больше не определяется объёмом словарного запаса, хотя, безусловно, определённый кругозор, запас знаний должны быть. Школьная программа потребует от ребёнка умения анализировать, обобщать, делать выводы. Полезным будет обсуждение с ребёнком просмотренных фильмов и прочитанных книг, постановка вопросов и поиск ответов на них. Важно помогать ребёнку усвоить верные выводы, так как нередко дети поминают что-то по-своему и в дальнейшем неверно трактуют события. Как правило, дети очень наблюдательны и многое запоминают, но не всегда могут осмыслить увиденное.

Коммуникативная компетентность. Так как ребёнок попадёт в новый коллектив, он должен уметь подчинять своё поведения нормам и правилам, уметь налаживать дружеские взаимоотношения, играть в коллективные игры, при необходимости – отстаивать своё мнение. Для первоклассника также важны взаимоотношения с учителем, поэтому важно умение ученика слушать взрослого, выполнять поручения, быть вежливым. Взрослые могут помочь детям личным примером, разъяснением социальных норм и правил поведения, а также предоставив возможность находиться в кругу сверстников и обучая ребёнка навыкам разрешения конфликтных ситуаций.

Адаптация детей в первом классе у всех проходит по-разному: кто-то привыкает к новым условиям в течение первого месяца, кто-то – в течение года. Ежегодно в нашей школе проходит психодиагностика по изучению особенностей процесса адаптации у первоклассников, которая помогает выявить индивидуальные особенности протекания данного периода у учеников, основные трудности адаптации и оказать своевременную помощь. При возникновении трудностей или вопросов родители и законные представители всегда могут обратиться за консультацией к педагогу-психологу школы.

 

 

 

 

С уважением, педагоги-психологи школы