Возрастные особенности учащихся 4-х классов
Четвёртый класс – важный этап в жизни младшего школьника, он связан со входом в младший подростковый возраст, переходом в 5-й класс, в котором всё пока кажется непонятным, но интересным, переходом в новое окружение и конечно, своими возрастными задачами и особенностями.
В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, на их основе будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Конечно, развитие – вопрос индивидуальный и многое зависит от особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания каждого отдельного ребёнка. Поэтому скорость и степень сформированности тех или иных новообразований может отличаться у разных детей.
Основными возрастными задачами развития на данном этапе являются:
- умение формировать своё мнение, учитывать мнение других людей, поддерживать отношения;
- самостоятельно справлять со своими делами, планировать досуг;
- самостоятельно приобретать знания, навыки;
- поддерживать дружеские отношения, разрешать конфликты;
- выполнять постоянные посильные обязанности по дому;
- совершать выбор оптимального способа поведения в ситуации;
- самостоятельно пользоваться отдельными элементами инфраструктуры (транспорт, денежные средства, средства коммуникации и т.д.).
В данном возрасте значимым новообразованием является произвольность и самоконтроль, управление своим поведением. Четвероклассники активно овладевают познавательной рефлексией: способностью осознать причины учебных неудач и успехов, приобретают навык подчиняться правилам, общественным нормам
Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть ребёнок уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», «хочу» и «надо», понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Обостряется критическое отношение к себе, актуализируется потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, взрослыми, появляется негативная самооценка своих действий, поступков, ребёнок учится адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом четвероклассник учится ставить акцент не только на своих правах, но и принимать необходимость выполнения социальных обязанностей.
Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства неполноценности.
Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то в это время происходит оценка значимых взрослых как обычных людей. Началом этого процесса является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни. Активизируется межполовое общение. В построении взаимоотношений утрачивает своё первоначальное значение успешность друга в учёбе, на первый план начинают выступать личностные, дружеские качества сверстников.
Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.).
Это период «завершения детства — перехода ко взрослости».