Ребёнок и компьютер

В современном мире компьютер – часть повседневной жизни человека. Использование в быту современных технологий – требование времени, способ повысить качество своей жизни, уровень комфорта, скорость выполнения ежедневно возникающих задач. Кто-то использует компьютер в своих нуждах чаще, кто-то реже. И, конечно, наравне со взрослыми к использованию компьютеров стремятся и дети.

Несмотря на то, что без использования современных технологий не обойтись, многие родители опасаются нежелательных последствий для своих детей: ухудшения здоровья, компьютерной зависимости, психологических проблем и т.д., и, к сожалению, не все их опасения беспочвенны. В то же время использование компьютера может во многом упростить жизнь: поиск информации стал быстрее и доступнее, появилось множество развивающих и обучающих компьютерных программ, в любое время в свободном доступе находятся сотни книг и фильмов… Как видно, и плюсов и минусов достаточно. Каков же психологический аспект использования ребенком компьютера?

Важно понимать, что современные дети уже родились в мире, который технологически оснащен и если их родителям, бабушкам и дедушкам все это некогда пришлось осваивать как новинку, то для детей это уже естественная среда обитания и взаимодействовать с ней их нужно учить также, как и со всем остальным. Ограждать детей от компьютера, как и от других гаджетов, во многом не имеет смысла – ребенок не получит достаточных навыков, необходимых в современном мире.

Вопрос о том, с какого возраста можно начинать приобщать ребенка к компьютеру, до сих пор является среди специалистов дискуссионным. Некоторые  полагают, что знакомить ребенка с компьютером можно с 3-х лет, другие считают, что этого не стоит делать до 7-летнего возраста ребенка. Спорным является и вопрос о длительности времяпрепровождения ребенка за компьютером. Конечно же, нельзя допускать «залипания» ребенка перед экраном, независимо от того, для чего на данный момент он используется. Важно помнить, что доступ к компьютеру не должен быть безграничным. Рекомендуемые средние нормы таковы:

- для детей 3-7лет: 15-25 минут в день;

- для детей 8-11 лет: 30-45 минут в день;

- для подростков: 60-90 минут.

Несоблюдение указанных временных ограничений может приводить, по мнению специалистов, к целому ряду проблем соматического характера. Среди них нарушения работы зрения, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы (вследствие сдавливания грудной клетки из-за нарушения осанки) и т.д. Однако и при соблюдении временных норм пребывания у компьютера, нельзя забывать и о гигиенических нормах: об оптимальном расстоянии от глаз до компьютера, осанке, проветривании, гимнастике для глаз, о времени суток, в котором ребенок пребывает перед монитором, о режиме дня и т.д.

Как же организовать выключение компьютера так, чтобы это не повлекло за собой конфликт? Есть несколько важных моментов, которые могут в этом помочь:

  • В отношении компьютера должны существовать ясные ребенку правила, устанавливаемые родителями, режимные моменты — равно как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др.

Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время пребывания за компьютером и договориться с ребенком о правилах. Важно, чтобы это была система.

  • Введите ограничение на время игры и заранее обсудите это с ребенком, объясните причины изменений, если ранее пребывание у компьютера было бесконтрольным.
  • Установите ритуал «выхода» из-за компьютера. Заведите будильник, несколько раз напоминайте, предупреждайте ребенка заранее. Нужно дать ему подготовиться.
  • Обсудите с ребенком штрафные санкции за несоблюдение правил пребывания у компьютера. Ребенок должен понимать, что произойдет, если он «заиграется».
  • Сделайте такое альтернативное предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. Если для ребенка привлекательна игра, но должна быть и понятная, приятная альтернатива такому времяпрепровождению.
  • Присоединитесь к компьютерной игре, отследите подходящий момент, когда что-то достигнуто, завершено, чтобы не оборвать ее на самом интересном месте. Помогите ребенку сохранить достигнутые результаты.
  • Обратите внимание, не вытесняет ли компьютер другие формы досуга ребенка. Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Если вам кажется, что у ребенка формируется игровая зависимость, обратитесь к специалисту. Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.

Безусловно, у родителей возникнет мало вопросов и опасений, если ребенок использует компьютер в развивающих или обучающих целях. И, как правило, взрослые бьют тревогу, если ребенок не отрывается от игр. Но и игры бывают разные. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, а в начальной школе, когда ведущей деятельность становится учебная, помогает учащимся легче усваивать материал. Поэтому запрет на игры во многом не принесет ожидаемой пользы, а вот грамотный подбор обучающих и развивающих игр поможет совместить приятное с полезным.

Для родителей важно быть осведомленными о том, чем ребенок занят. Прохождение обучения с помощью развивающих программ под присмотром взрослых, игры, подобранные вместе с родителями, просмотр фильмов и мультфильмов не вызовут переживаний взрослых. Однако не стоит забывать о том. что дети быстро осваивают новые территории и быстро приобщаются к сети, в которой находят много полезного и опасного для себя. Дети могут столкнуться с нежелательным контентом, кибербуллингом, киберпреступностью и т.д. Не стоит надеяться, что ребенок никогда не столкнется с подобным, рано или поздно это может произойти. Задача взрослых максимально обеспечить интернет-безопасность ребенка и научить его преодолевать возникающие трудности. Придерживайтесь следующих правил безопасного использования ребенком сети Интернет.

  1. Посещайте сеть вместе с детьми, обсуждайте возможности и правила использования, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.
  2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.
  3. Объясните ребенку, что не стоит сообщать в Интернете свой адрес, номер телефона или другую личную информацию, например, места учебы или любимого места для прогулки.
  4. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
  5. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  6. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  7. Не пренебрегайте функцией «родительский контроль».
  8. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.
  9. Объясните ребенку, что не стоит вступать в переписку с теми, кого ребенок плохо знает или кто присылает неприятную или пугающую информацию.
  10. Убедитесь, что неиспользуемые в данный момент микрофон или веб-камера отключены.

Старайтесь своевременно учить ребенка использовать гаджеты, компьютер и Интернет. На сайте нашей школы Вы также можете найти статьи о безопасности в сети Интернет, «Гаджеты в начальной школе: за и против. Рекомендации психолога»,  материал ЮНИСЕФ «Супер Юни и его друзья в Интернете» (комикс о безопасности в интернет-пространстве для детей).

 

Будьте рядом со своим ребенком, помогайте ему и учите его продуктивно и грамотно взаимодействовать с окружающим миром. Успехов!

 

 

С уважением, психологическая служба школы