Особенности младшего подросткового возраста

Подростковый возраст — период взросления, постепенный переход от детства ко взрослости. Подростковый период — время изменения, бурного развития. Происходят качественные изменения и в познавательной деятельности, и в личности, и в межличностных отношениях. У каждого эти изменения происходят в разное время. В пределах подросткового периода отдельно выделяют младший подростковый возраст — 11–12 лет.

Характерные черты младшего подростка

В 11–12 лет начинается переход от мышления конкретного, к теоретическому мышлению, от непосредственной памяти к логической. Однако эти изменения происходят в разные сроки и имеют индивидуальные различия.

Подросток постепенно осознаёт, что он уже не ребёнок, что он взрослеет, и хочет, чтобы это признавали те, кто его окружает, особенно взрослые. Ощущение взрослости возникает приблизительно в 11–12 лет и достигает своего пика в 14 лет. Проявляется это в стремлении к самостоятельности, независимости. Подросток стремится к равным правам в отношениях со взрослыми. По мнению А. М. Прихожан, ощущение взрослости является стимулом активности подростка, направленной на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, норм, установок, которые, по мнению подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Важный аспект ощущения взрослости — это стремление делать что-то не «игрушечное», а реально полезное, социально значимое. Интересно также то, что, с одной стороны, подростки стремятся отстоять свою самостоятельность и независимость от взрослых, с другой — ожидают от них защиты, поддержки и помощи. Дело в том, что для подростков важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми данной возможности, равных со взрослыми прав.

Подросток в 11–12 лет стремится разобраться в себе, больше о себе узнать, понять себя. В ходе самопознания громадное значение имеет развитие рефлексии, способности к анализу собственных мыслей, чувств, состояний, поступков. Поиск идеалов, стремление быть похожим на свой идеал. Образцы для подражания на-ходят разные. С их помощью подростки учатся быть взрослыми. Для этого им нужны примеры того, как быть взрослым, как добиться успеха и т. д. В подростковый период активно формируется желаемый «я»-образ. Подросток вы-страивает его на основе своих представлений о том, как должно быть в идеале, и того, какой он сейчас.

Сначала подросток смотрит на себя как будто извне, сопоставляет себя с другими (взрослыми и сверстниками). Так формируются собственные критерии оценки себя и окружения. Постепенно он начинает оценивать себя, ориентируясь на свой идеальный «я»-образ, то есть на то, каким он хочет и должен быть. У многих подростков возникают комплексы неполноценности по поводу их внешности, манер поведения из-за того, что они не соответствуют тем требованиям, которые сами к себе выдвигают. Поэтому мнение близких на фоне таких переживаний может быть воспринято крайне болезненно. Например, неосторожно сказанное слово может закрепить формирующийся комплекс неполноценности. Иногда подростки скрывают свои переживания по поводу замечаний взрослых или из-за неудовлетворённости собой. Впрочем, обычно это лишь защитная маска, за которой могут быть скрыты эмоции и страдания.

Общение со сверстниками занимает основное место в жизни подростка, является ведущей деятельностью для данного периода. В 10–11 лет он ещё относительно много общается с родителями и вообще со взрослыми, а начиная с 12–13 лет происходит стремительная переориентация на общение со сверстниками. Некоторые родители жалуются, что их сын или дочь может часами болтать по телефону с друзьями «ни о чём» и считает, что это важно, хотя родителям выдавливают лишь пару слов. Общение со сверстниками действительно важно. Так подростки учатся устанавливать и поддерживать контакты, стремиться к успеху в обществе. Кроме того, ровесникам они зачастую доверяют больше, нежели родителям. Родители давят требованиями, читают морали. Такое общение расценивается как  приятное.

Подросток стремится автономизироваться от взрослых. Цель — доказать, что он тоже взрослый и может быть самостоятельным; чтобы его просто «оставили в покое». Кроме того, существует ещё и ощущение собственной территории, собственного пространства, в которые никто не должен вторгаться. Это его внутренний мир, а также его комната, вещи и т. д. Так реализуется стремление к самостоятельности и независимости. Эмоциональное отчуждение происходит в тех семьях, где родители продолжают вести себя с подростком как с маленьким ребёнком, используют давление, вопреки желанию подростка проявляют чрезмерную заинтересованность к его личным делам.

Стремление добиться признания среди ровесников, иметь компанию друзей, где ценят, а главное — признают успешным, особенно важна для тех, чьи родители не признают новых потребностей своего сына или дочери. Стремление к группировке - это стремление общаться в группе сверстников, желание принадлежать к определённой группе. Причём тенденция к группировке проявляется сильнее у мальчиков, чем у девочек. Что это даёт подросткам?

  1. Реализацию потребности в общении, которая в данном возрасте повышается.
  2. Возможность общения в своей среде, где тебя понимают.
  3. Общение по интересам.
  4. Признание со стороны ровесников.
  5. Группа сверстников для подростков — среда, где они чувствуют свою самостоятельность и независимость, где могут это проявить, а иногда и специально демонстрировать с целью самоутверждения.

Группы могут быть благоприятной средой для общения, но может быть и иначе.

Что мешает взрослым в общении с подростками?

  1. Привычка видеть в своём сыне или дочери ребёнка.
  2. Стремление любой ценой добиться своего.
  3. Позиция «Я уже видел жизнь, а ты——учись».
  4. Ожидание того, что подросток будет беспрекословно слушаться взрослого.

Чего не любят подростки?

  1. Давления со стороны взрослых.
  2. Морали, морализаторства.
  3. Когда им лезут в душу.
  4. Когда решения принимают за них, то есть лишают их самостоятельности.
  5. Запретов.
  6. Когда в семье нет равноправия между ними и взрослыми.

Основные принципы общения с подростками:

  1. Уважайте личность подростка.
  2. Помните: подросток — не ребёнок, он - взрослеющая личность.
  3. Общение основывайте на позициях сотрудничества.
  4. Используйте принцип партнёрства.

Как наладить эффективное общение и взаимодействие с подростком:

  1. Прислушивайтесь ко мнению сына (дочери), но не основывайтесь только на его (её) желаниях.
  2. Цените в подростке как послушание, так и независимость.
  3. Обсуждайте проблемы и принимайте решение вместе.
  4. Установите правила и твёрдо воплощайте их в жизнь, но умейте признавать свои ошибки.
  5. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте обсуждение их с подростком.
  6. Власть используйте только при необходимости.
  7. Если ошиблись или были несправедливы, признайте это. Подросток простит вам ошибку. А вот мириться с тем, что вы всегда правы, он не будет.
  8. Помните: ваши отношения — в ваших руках.

 

 

 

 

 

С уважением, педагоги-психологи школы