Особенности периода адаптации пятиклассников
Формы родительской помощи и поддержки
Переход в пятый класс – один из сложных периодов в школьной жизни ребенка. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста:
• увеличение объема и разнообразие содержания образования;
• увеличение школьных предметов обучения и расширение круга учителей;
• рассогласованность требований разных учителей предметников;
• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
• каждый предмет изучается в своем кабинете (вместо одного привычного);
• отсутствие у некоторых школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность и т.п.;
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами.
Признаки успешной адаптации
ü Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ü Ребенок легко справляется с программой;
ü Степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий;
ü Удовлетворенность межличностными отношениями.
Рекомендации родителям пятиклассников
• Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, показывайте ребенку, что вы его любите, независимо от его успехов и достижений.
• В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Недопустимо физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
• Не скупитесь на похвалу. Замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка.
• Необходима смена учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением домашних заданий.
• Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
• Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
• При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Таким образом, самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе. И помните: ребенок всегда будет благодарен вам за помощь, понимание и поддержку!