Особенности периода адаптации пятиклассников

 

 Формы родительской помощи и поддержки

Переход в пятый класс – один из сложных периодов в школьной жизни ребенка. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение школьных предметов обучения и расширение круга учителей;

• рассогласованность требований разных учителей предметников;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• каждый предмет изучается в своем кабинете (вместо одного привычного);

• отсутствие у некоторых школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность и т.п.;

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами.

Признаки успешной адаптации

ü  Удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ü  Ребенок легко справляется с программой;

ü  Степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий;

ü  Удовлетворенность межличностными отношениями.

Рекомендации родителям пятиклассников

• Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, показывайте ребенку, что вы его любите, независимо от его успехов и достижений.

• В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Недопустимо физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

• Не скупитесь на похвалу. Замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка.

• Необходима смена учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением домашних заданий.

• Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.

• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

• Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

• При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Таким образом, самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе. И помните: ребенок всегда будет благодарен вам за помощь, понимание и поддержку!