Половое воспитание детей

Половое воспитание детей является значимой и неотъемлемой частью общей системы воспитания. Цель полового воспитания в семье – воспитать целостную личность, способную адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, создание условий для развития гармоничной, здоровой сексуальности, подготовка к браку и созданию семьи.

В контексте полового воспитания большое значение имеют понятия «пол» и «гендер». Пол – это те различия между мужчиной и женщиной, которые имеют природное происхождение. Пола всего два: мужской и женский. Гендер – это те  различия между мужчиной и женщиной, которые определяются социально, в процессе формирования личности. Типов гендера может быть много. Как мы видим, воспитание ребенка происходит не сугубо в сфере вопросов пола, определенного изначально, но и касается других аспектов поведения, социального опыта и взаимоотношений человека с представителями своего и противоположного пола.

Ошибочно предполагать, что половое воспитание следует начинать в подростковом возрасте или позже. В течение жизни каждый человек проходит определенные стадии развития на пути становления собственной гендерной, полоролевой идентичности. И воспитательную стратегию важно строить на тех особенностях, которые присущи тому или иному периоду.

1. Пренатальный период, которых затрагивает период внутриутробного развития человека и определяет дальнейшие половые особенности человека.

2. Парапубертатный период (возраст до 7-ми лет). На данном этапе ребенок учится дифференцировать людей по половому признаку и стремится отнести себя к какому-либо полу, понять, кто он, мальчик или девочка, навсегда это или временно. Уже к трем годам ребенок относит людей к какому-либо полу исходя из анализа внешности: мальчики носят шортики и короткие волосы, девочки – платья и косички. И в завершение периода приходит к осознанию постоянности собственной половой принадлежности. Одна из - основных отличительных черт данного периода – это поиск информации.

На данном этапе возникает несколько основных сложностей:

- дефицит информации у ребенка;

- сложности во взаимоотношениях с родителями, возникающие в связи с проявлениями условной сексуальности (мастурбация, подглядывание и т.д.).

При возникновении естественного любопытства ребенка взрослым важно помнить, что оно обусловлено актуальным периодом развития, лишено эротического контекста и со временем пройдет. Ребенок ищет ответы на свои вопросы и так или иначе приходит к выводу, что половая принадлежность связано с гениталиями. Необходимо обязательно давать ребенку ответы на его вопросы, однако не стоит прибегать к обману или рассказывать о «магических» способах появления детей на свет. Взрослым необходимо придерживаться истины, однако давать ее в том объеме и в тех формулировках, которые доступны для понимания ребенка и достаточны на данный момент.

Однако дети могут также подтверждать свои догадки и информацию, полученную из разных источников  путем действий, которые называются «условной сексуальностью» - исследованием собственных половых органов, подглядыванием и т.д. Реакция взрослого на проявления «условной сексуальности» очень важна. Стоит избегать наказаний и внушения идеи греховности всего, что связано с интимной сферой жизни человека, т.к. это наносит отпечаток на дальнейшее сексуальное развитие личности. В подобных ситуациях реакция взрослых должна быть спокойной и сдержанной, важно обсуждать с ребенком то, что происходит и постараться ответить на интересующие его вопросы. Также в таких ситуациях может быть уместно обсуждения с ребенком вопросов интимности с целью профилактики сексуального насилия над детьми. Важно донести до ребенка основную информацию о границах интимности и людях, которые допускаются в эти границы и в каком объеме.

Беспокойство родителей на данном этапе развития ребенка должны вызывать ситуации, когда ребенок чрезмерно, не по возрасту осведомлен о половой жизни или когда проявления «условной сексуальности» приобретают навязчивый характер.

3. Препубертатный период (5-13 лет). Основная задача ребенка на данном этапе – освоение гендерной (половой) роли, т.е. некоторой системы предписаний, модели поведения, которую должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Т.е. в данный период ребенок присматривается к значимым взрослым, своему социальному окружению и выделяет особенности поведения людей разного пола. Это проявляется в возрастающей потребности детей в эмоционально близком и деятельностном общении с родителем своего пола, гомогенизации групп общения с целью своеобразного «отсеивания» неподходящих элементов поведения.

В данном этапе можно выделить несколько источников гендерно-ролевой социализации ребенка:

- значимые взрослые (образец модели поведение);

- сверстники (проверка приемлемости и действенности усваиваемой модели поведения);

- детская литература (изучение особенностей поведения и средств достижения цели культурных, эталонных образцов женственности и мужественности);

- игрушки;

- языковые средства (представления в культуре и языке о мужчине и женщине, часто употребляемые выражения и характерные стереотипы);

- фэйсизм (фиксированные в культуре традиционные изображения мужчин и женщин).

Одна из сложностей, с которыми сталкиваются дети в данный период развития – это рассогласованность поступающей информации из разных источников, различия в поведении значимых взрослых и той моделью, которую они транслируют. Таким образом, взрослым важно максимально согласовать поступающую информацию или уметь грамотно подвести ребенка к корректной модели. При этом важно помнить, что значимые взрослые также должны транслировать устойчивую модель поведения.

В данном возрасте также важно осуществлять профилактику насилия над детьми. Важно продолжать формирование представления детей об интимности и недопустимых действиях со стороны других людей по отношению к ребенку и о том, как нужно вести себя в подобных ситуациях. Проводя данные беседы нужно стараться подать ребенку информацию, но не запугать его и сформировать доверительное отношение.

На исходе препубертатного периода в организме ребенка начинают происходить значительные изменения. И тут также очень важную роль играет обсуждение этих перемен со взрослыми, как девочкам с мамами, так и мальчикам с папами.

4. Пубертатный период (12-18 лет). Данный период является заключительным в развитии детской сексуальности и гендерной идентичности. На данном этапе основной особенностью является установление интимно-личностного общения, подростки будто заново открывают для себя людей противоположного пола, оканчивается этап гомогенизации круга общения. Возникает необходимость произвести впечатление, которой сопутствует страх неудачи. Происходит первая романтическая влюбленность. Подростки одновременно стремятся и отделиться от родителей и перенять от них атрибутивность романтических отношений. В дальнейшем установка на создание дружеских, романтических отношений перетекает через фазу эротических переживаний к установке на поиск спутника жизни.

В это период подростки сталкиваются со многими трудностями: принятие новых чувств, эмоций и переживаний, страх, связанный с переходом на новый уровень взаимоотношений с представителями противоположного пола, синдром «гадкого утенка», трудности в коммуникации, беспокойство и своем репродуктивном здоровье. Также в данный период особые переживания родителей связан с мастурбацией подростков. Это спутник естественного развития сексуальности подростка, который проходит с началом сексуальных отношений и требует деликатности со стороны взрослых.

5. Переходный период (16-26 лет). Начало становления сексуальности и гендерной идентичности взрослого человека, установление сексуальных отношений, поиск спутника жизни. Роль семьи в данном периоде заключается в трансляции семейных традиций и ценностей, оказании помощи в формировании готовности к семейной жизни, адекватного представления о семейной жизни.

6. Период зрелой сексуальности (25-55 лет). Основная задача – развитие брачных отношений.

7. Инволюционные период (55 лет и старше). Сохранение отношения с супругом.

 

Основной задачей значимых взрослых является помощь в становлении гендерной идентичности детей в школьном возрасте. Основная роль в данном случает отводится родителям (или лицам их замещающим), затем – классным руководителям и педагогам, и затем – узким специалистам (психологам, врачам и т.д.).

Существует ряд принципов осуществления гендерного воспитания:

  1. Экологичность («не навреди») - принцип, согласно которому не стоит искусственно тормозить или стимулировать гендерное развитие личности, его можно лишь направлять, следуя за индивидуальной скоростью его развития у каждого отдельного индивида. Задача взрослого не бросить все «на самотек», а быть рядом с ребенком и помогать ему грамотно решать возникающие сложности.
  2. Целесообразность (проблемосообразность) – оказывать помощь в решении различных проблем и сложностей ребенка по мере их поступления, осуществлять просвещение с точным знанием этапов развития личности и пониманием, на каком этапе развития находится ребенок.
  3. Комплексность – принцип, согласно которому полоролевое воспитание – часть общественного процесса. Ребенок не только получает необходимую информацию из разных источников, но и осознает ее место к системе культурных норм и правил, жизни человека и общества. Таким образом, гендерное воспитание происходит без отрыва от других аспектов воспитательной деятельности.
  4. Распределение ответственности между субъектами воспитания – данный принцип подразумевает, что успешное осуществление полоролевого воспитания возможно лишь при участии многих людей разных социальных позиций, однако основная роль отводится родителям, как максимально приближенным к детям, далее – педагогам, и только потом – узким специалистам.
  5. Индивидуальных подход – принцип учета индивидуальной скорости протекания гендерного развития каждого индивида и его индивидуальных личностных особенностей.
  6. Долгосрочность – данный принцип говорит о том. Что полоролевое воспитание не происходит единовременно и мгновенно, это процесс, растянутый во времени, поэтому и воспитательная деятельность в данном вопросе должна быть распределена во времени сообразно принципам, описанным выше.

 

 

Полезная литература:

  1. «Здоровье семьи в контексте проблемы полового воспитания», Г.В. Лагонда – основной источник информации для данной статьи;
  2. «Энциклопедия сексуальной жизни для детей, подростков и взрослых», К. Верду;
  3. «Открытый разговор об этом» (5-10 лет);
  4. «Давай поговорим про это», Р. Харис (3-15 лет);
  5. «Как я появился на свет», К. Януш (3-8 лет);
  6. «Не в капусте», А. Герцог, Ж. Турлониас (2-8 лет).