Особенности пребывания младшего школьника в коллективе сверстников

Жизнь каждого школьника неотрывно связана с коллективом. Если в первом классе этот коллектив находился на этапе формирования в силу общей адаптации учащихся к обучению и пребыванию в школе, то со второго класса можно уверенно говорить некоторой стабильности  коллектива, хотя в нем и будут дальше происходить некоторые изменения. Чтобы понять, каковы же особенности коллектива младших школьников, следует помнить и об основных особенностях данного возраста.

Младший школьный возраст - это этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка: формируется осознание своих общественных обязанностей, становятся разнообразными интересы, усиливается стремление к участию в общественной жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с взрослыми. Нравственное и моральное развитие учащихся строится на оценке и мнении учителя как значимого взрослого, при оценке поведения дети исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников еще недостаточно развиты для этого. В силу данных особенностей ребята в классе зачастую строят отношения друг с другом на основании мнения учителя о каждом из них: если кого-то учитель часто ругает или выражает недовольство поведением, одноклассники будут стремится придерживаться данного мнения.

На этапе 2-го класса учащимся еще трудно самоорганизовывать свою коллективную деятельность, поэтому важную роль играет педагог, который является организатором групповой деятельности ребят, траслятором правил и норм общения, способов совместной деятельности, помогает разрешать неизменно возникающие конфликты.

В начальной школе начинают вырабатываться стереотипы полового поведения. И хотя по началу взаимоотношения между одноклассниками не привязаны к пол, со временем мальчики и девочки образуют однородные группы по половому признаку, со своими нормами поведения. Отношения с противоположной группой начинают принимать характер противостояния.

Младший школьный возраст также характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Главным в развитие личности в младшем школьном возрасте является формирование гуманистического отношения, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость, эмпатию - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуальных особенностей входящих в него детей. Следует отметить, что влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений, один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них. Влияние класса на ребенка зависит, как уже говорилось, от характера его взаимоотношений с классным руководителем, оно связано с тем, каково в классе положение микрогруппы, в которую входит ребенок. Также влияние класса на личность младшего школьника зависит от того, насколько этот классный коллектив значим для конкретного ребенка. Влияние класса на ребенка связано как с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли, так и с существующим в коллективе общественным мнением, коллективными ценностями, нормами поведения, климатом.

Детский коллектив представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через активную и пассивную модель поведения, формируя умения руководить, лидировать и быть ведомым, подчиняться мнению другого, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

В силу того, что в детских коллективах дети учатся построению взаимоотношений и проявлению себя в обществе, нередки возникающие трудности. Если у ребенка нет друзей или возникает напряжение при общении с одноклассниками, нужно понять причину этой ситуации. Их может быть несколько: стеснительность и скромность ребенка, замкнутый интровертный характер, любовь к одиночеству, стрессовые ситуации в семье, травля в школе, конфликты с одноклассниками. Поняв первоисточник проблемы, вы сможете решить ее. Обсудите с ребенком сложившуюся ситуацию в спокойной, доброжелательной обстановке, поговорите с ним, о том что он думает об этом, что чувствует по этому поводу. Наметьте вместе план действий, которому ребенку было бы комфортно следовать. И помните, что вы всегда можете обратиться за помощью к классному руководителю или педагогу-психологу школы.