Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе.

Неуверенность в себе может настичь вашего ребенка в любом возрасте – начиная с детского сада и заканчивая студенческой скамьей, но сильнее всего она проявляется в подростковый период. Именно в это время ребенку, как никогда, нужна уверенность в себе, и помочь ему обрести ее – задача взрослых, которые находятся рядом.

Многие родители задумываются над тем, как вырастить уверенного в себе ребенка. На этот вопрос нет абсолютно правильного ответа, ведь не бывает одинаковых людей, характеров и личностей. Одно остаётся неизменным – это родительская любовь. Прежде всего, самим родителям необходимо быть уверенными в силах и возможностях своего ребенка. Подросток должен чувствовать заботу и поддержку со стороны взрослых, и, тогда вероятность низкой самооценки существенно снизится.

Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым. Как можно помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?

Ищите сильные стороны. Нет человека, обладающего исключительно сильными или слабыми сторонами, но при этом первые делают нас уверенными в себе, а слабые – наоборот. Поэтому нужно бросить все силы на то, чтобы найти сильные стороны у своего ребенка и сделать на них акцент. Чем больше поводов для довольства собой будет у вашего ребенка, тем выше будет его уверенность в себе.

Что касается слабых сторон, от которых, собственно, больше всего и страдает ребенок, то, во-первых, нужно объяснить ему: недостатки есть у всех. Более того, иногда они делают человека не менее привлекательным, чем его достоинства, придавая его внешности и личности своеобразную изюминку. Ну а во-вторых, важно научить ребенка отказываться от критики в своей адрес и принимать себя таким, какой он есть. Дети, которые живут в согласии с собой, гораздо более счастливы, чем те, кто постоянно находится в погоне за успехом в деле самосовершенствования. Конечно, никто не говорит, что от него нужно категорически отказаться, но ставить отношение к себе в зависимость от этого результата тоже не стоит.

Ни с кем не сравнивать своего ребенка – пожалуй, самое распространенное пожелание, которое, впрочем, не становится от этого менее важным. И происходит это по той причине, что любое сравнение – удар по его самооценке, а, стало быть, и по уверенности в себе, поскольку эти понятия неразрывно связаны и одно без другого не существуют. Если вы сравниваете своего ребенка с кем-то, кто, как вам кажется, делает что-то лучше, чем он – скажем, успевает в школе, вы наносите его самооценке – а заодно и уверенности в себе – серьезный удар.

Интересно, что не самым лучшим образом на ребенка влияет и сравнение в его пользу, когда вы говорите ему, что он делает что-то лучше других – например, своего соседа по дому или одноклассника. Таким образом вы все равно приучаете сына или дочь к оценке относительно других людей. И если сегодня он может поставить себе условный плюс, то где гарантия, что завтра не окажется, что он во всем проигрывает окружающим и не должен ставить себе сплошные минусы, что со временем и вовсе загонит его в тупик.

Какой из существующего положения выход? У ребенка – как, впрочем, и у взрослого – должна быть своя система координат, в которой он будет сравнивать себя только с собой – например, вчерашним или завтрашним. В таком случае оценка станет похвалой и стимулом к тому, чтобы совершенствоваться.

В подростковом – возрасте одним из лучших способов обрести уверенность в себе является спорт. Физические упражнения не только позволяют ребенку выплеснуть лишнюю энергию и отвлечься от сидения за компьютером, но и делают его увереннее в себе как физически, так и морально.

В разговорах с ребенком давайте ему почувствовать себя понятым и услышанным. Для этого применяйте техники перефразирования и уточнения: «Ты хочешь это?», «Ты имеешь в виду, что…», «Если я тебя правильно понял, ты…», «Интересно, расскажи об этом подробнее», «Что ты имел в виду, когда сказал…». Ребенок, растущий в окружении, где его слушают и пытаются понять, начинает делать то же самое.

Самооценка человека держится на двух китах – убежденность, что меня любят и со мной все в порядке, и вера в собственную компетентность, в то, что я способен справляться с проблемами, даже если поначалу не знаю как. У вас две главные стратегии: проявлять свою любовь и дать возможность как можно чаще переживать опыт успеха. Это основа. Убеждайте ребенка, что все проблемы разрешимы, что с ним все в порядке, что каждый человек время от времени сталкивается с трудностями. И еще очень важно: развлекайтесь и больше смейтесь вместе. Это не так трудно, если немного поразмышлять и правильно организовать время.

Многие родители, искренне любят детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. А ведь проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то плохое его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят, и создает чувство счастья, спокойствие и уверенность в себе.

Улыбка и зрительный контакт. Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка – самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.

Ласка и тактильный контакт. По мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждается в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что это может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными. Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы общения, обеспечивающие ребенку тактильный контакт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки.

Похвала и поддержка. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а хорошее поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упрекам, угрозам и обвинениям, теряется контакт и возможность влиять на поведение. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств, за которые его можно искренне похвалить.

Слова любви. Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, вне зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

Предоставление свободы действий. По мере взросления, особенно в период подросткового кризиса, ребенок все больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Без этого невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности. Гиперопека построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожно-депрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что укрепляет его уверенность в собственных силах.

Безусловное внимание. Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку, когда тот сам выбирает, чем заниматься. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей  – укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости.

Любите своих детей, принимайте их и помогайте им учиться жить в окружающем нас мире и с самими собой. Успехов вам!

 

С уважением, психологическая служба школы.