Адаптация учащихся в 1-м классе

Переход от дошкольного, "игрового" детства, к школьному, "учебному" - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи ребенка в школьной жизни зависят от большого числа факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать учебную деятельность, сознательно подчинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, принимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, обладания развитой речевой слухоречевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности.

 «Мама, я больше не хочу ходить в школу!»

Такую фразу часто слышат родители первоклассников через неделю-другую после начала учебного года. Связано это бывает с тем, что подготавливая ребенка к школе родители основное внимание уделяют навыкам: чтению, письму, счету, и считают, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок был успешен.

К сожалению, это не так. Большим компонентом готовности к школе является психологическая готовность, и это вторая причина истерик, плохого настроения, усталости и несобранности первоклашек. Зачастую, родители «продвинутых» по знаниям детей забывают о том, что школа — далеко не только знания. Это еще и незнакомое, большое, часто запутанное помещение; большие классы, в которых может быть до 29 незнакомых детей; это постоянная толкотня в коридорах, шум и хаос на переменах; учительница, которая далеко не всегда похожа на фею из сказки, новые предметы, новые правила, новые требования, сменка, ранний подъем...

Многие дети, особенно те, кто не ходили в детский сад, психологически просто не созрели, чтобы выдержать эту бурю.

Как же помочь своему ребенку?

Запомните: первая четверть, первое полугодие — адаптационный период.

В это время все: и психологи, и воспитатели, и учителя понимают, что ребенок привыкает к школе. Хотя от него можно ждать каких-то успехов в усвоении программы, основная задача ребенка — сориентироваться в пространстве школы. Научиться слушать учителя и выполнять инструкции, не терять сменку и физкультурную форму каждую неделю, уметь доставать нужные тетрадки и учебники, найти общий язык с кем-то из класса.

В этот период НОРМАЛЬНО, если ребенок вдруг начинает вести себя не так, как обычно:

  • часто плачет,
  •  становится агрессивен,
  •  постоянно хочет спать или же наоборот с трудом засыпает,
  •  вдруг начинает много есть или же ест меньше обычного,
  •  грубит или игнорирует просьбы взрослых,
  •  не хочет ходить в школу или заниматься тем, что раньше доставляло ему удовольствие.

Ничего приятного в этом, конечно, нет, и, если такое поведение продолжается после окончания первого полугодия, нужно задуматься о визите к специалисту. Но в период адаптации такое поведение — признак того, что ребенок борется с трудностями, но его сил хватает не всегда. Ваша задача здесь — не ругать, не наказывать, а проявить понимание и поддержку, а лучше — докопаться до того, что же все-таки так тяжело вашему ребенку и постараться помочь, выслушать, поддержать, оказаться на стороне ребенка.

В этот период по возможности лучше избегать масштабных перемен: переездов, длительных командировок, ремонтов и пр. Это лишь дополнительный стресс для и так перегруженного ребенка. Важно хотя бы приблизительно выдерживать режим дня.

Хорошо помогают любые визуальные методы: цветное расписание с картинками, цветные наклейки для опознания тетрадей и учебников, наклейки-напоминалки, схемы с картинками и пр.

Фразы, которые могут помочь в беседе с ребенком:

  • «Теперь ты школьник! Наша гордость!»
  • «Так радостно, что ты идешь в школу! Тебя ждет встреча с одноклассниками, и мы уверены, что там ты узнаешь много нового и интересного!»
  • «Знаешь, не у каждого сразу все получается отлично. Но если человек старается, он обязательно добивается того, чего хочет, а мы в свою очередь тебе с удовольствием поможем. Обращайся, если возникнут трудности»

Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельная личность со своими особенностями. Темп адаптации в начале учебного года у каждого свой. Благоприятная атмосфера в семье, понимание нужд и тревог ребенка помогут сохранить доброжелательное отношение к школе и учебного процессу. Помогите ребенку запомнить или вспомнить все требования, которые предъявляет школа к ученику, как следует себя вести, не давайте много дополнительной нагрузки в начале учебного года.