Рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

 Основная задача и секрет развития учебной мотивации учащихся заключается в актуализации и развитии более раннего компонента деятельности – познавательной потребности (познавательного интереса и любознательности). Развитая познавательная потребность преобразуется в мотив и, соответственно, в деятельность по достижению цели – получению знаний.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники.

  • Проясните для себя, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки педагогического или воспитательного характера. После этого продумайте, как можно решить проблему.
  • Создавайте ситуации успеха. В этом Вам поможет подготовка заданий, посильных для учеников, связь нового материала с уже хорошо изученным, создание эмоционально комфортной обстановки, скрытое инструктирование ребёнка при возникновении у него затруднений («Выполняя работу, не забудь о...», «Возможно стоит начать с....» и т.д.), похвала, высокая оценка деталей работы, эффект «Эврика!», когда ученик неожиданно для себя открывает новое знание в результате своей деятельности.
  • Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  • Предоставляйте ученикам частичную свободу выбора на занятиях (не в ущерб знаниям).
  • Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: яркая речь учителя, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и расслабляющих минуток, необычная форма подачи материала.
  • Неудача сама по себе является наказанием, поэтому избегайте порицания учеников за их неуспехи. Страх, напряжение, стресс, регулярные неудачи снижают мотивацию.
  • Самый мощный стимул в обучении - «Получилось!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в том, что им не понятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если ребёнок в каком-то виде деятельности достиг хороших результатов, то его уверенность в себе и, следовательно, внутренняя мотивация, будет расти.
  • Сотрудничайте с учениками на уроке через совместное решение проблемы, разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  • Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей. Ищите связь темы урока с вопросами и интересами учеников.
  • Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – поурочный балл помогает поддерживать познавательную активность и мотивацию учащихся.
  • Не забывайте про обратную связь на уроке, старайтесь обращаться к ученикам, корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Отмечайте достижения ребенка и положительные изменения, это поможет ему чувствовать свой рост.
  • По возможности включайте в урок элементы для развития быстроты реакций, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д.
  • Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор.
  • Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы работы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя метод проб и ошибок, оказание учащимися помощи друг другу.
  • Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  • Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважайте личность каждого ребенка.
  • Не забывайте, что ученикам также очень важна вера учителя в их способности и успехи!

Успехов Вам,  у вас всё получится!