Что делать, если ребенок стал свидетелем насилия
Люди, ставшие свидетелями насилия, могут испытывать тяжелые переживания –растерянность, непонимание, дезориентацию, боль, страх и чувство бессилия. С последствиями психологической травмы даже взрослому человеку справиться нелегко, но особенно тяжело приходится детям – ведь у них меньше сил, знаний и жизненного опыта.
Что делать?
- В первую очередь взрослым важно самим стабилизировать свое эмоциональное состояние. Осознайте, какие чувства вы испытываете. Вы имеете право их испытывать, это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
- Снимите мышечное напряжение – поочередно напрягайте до предела и расслабляйте все группы мышц, стараясь почувствовать тепло при расслаблении. Если в теле есть дрожь – не пытайтесь ее унять, наоборот, усильте – потрясите руками, ногами, будто стряхивая с них воду.
- Если есть возможность - выпейте воды, примите удобную устойчивую позу, сядьте, обопритесь на спинку стула, поставьте ноги на землю всей стопой.
- Используйте дыхательные техники, чтобы успокоиться. Глубоко вдыхайте воздух через нос, задействуя диафрагму («дышите животом»), и медленно выдыхайте через рот. Главное правило – время выдоха должно быть длиннее примерно в два раза, чем время вдоха.
Как помочь ребенку и поддержать его?
Малыши - дошкольники знают, что не могут сами себя защитить и испытывают беспомощность. Родители в такой ситуации становятся первыми помощниками, ребенку очень важно знать, что они его всегда защитят.
- Отведите ребенка в безопасное место и успокойте его, поддерживайте телесный контакт - возьмите на руки, обнимите, посадите к себе на колени.
- Дайте ему возможность отдохнуть, умыться, поесть и попить.
- Заверьте ребенка, что вы и другие взрослые его не оставите и защитите, что ничего плохого с ним не случится.
- Постарайтесь узнать о страхах ребенка – выслушайте, если он говорит, или поощряйте делиться своими эмоциями: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать».
- Не уставайте объяснять, что все закончилось, что сейчас опасности нет. Убедитесь, что ребенок вас слышит и понимает.
- Следите за тем, чтобы ребенок случайно не услышал о ваших страхах и переживаниях, когда вы рассказываете о них другим людям.
- Предложите порисовать или поиграть. Если ребенок рисует или отыгрывает травматичное событие – включите позитивные элементы, например, появление супергероя, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
- Старайтесь избегать контакта детей с вещами, которые могут вызвать неприятное воспоминание. Следите, чтобы ребенок не узнал из СМИ или от других людей травмирующую его информацию.
- Если ребенку приснится кошмар – объясняйте разницу между сном и явью, скажите, что такое иногда случается после тяжелого события, но потом пройдет. После сна наступает новый день, где нет опасности.
- Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал ребенка, если он боится, плачет или у него появляются регрессивные проявления – недержание мочи, желание посидеть на ручках, сосание соски или пальца.
Как помочь ребенку школьного возраста:
- Понятная для возраста ребенка информация о происходящем поможет снизить уровень тревоги и стабилизировать состояние. После каждой фразы наблюдайте за реакцией ребёнка, отвечайте на вопросы, даже, если они вам кажутся глупыми, и они их повторяют по многу раз. Будьте терпеливы. Избегайте деталей, которые могут напугать.
- Делайте акцент на общей сплоченности и силе: «Очень много взрослых сейчас вместе все делают для нашей безопасности и готовы нас защитить».
- Напоминайте, что вы эмоционально и физически рядом, поддерживайте тактильный контакт – обнимайте, гладьте, держите за руку.
- Признайте чувства ребенка, говорите о них, дайте ему возможность выражать их любым способом – плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать.
- Доносите мысль, что когда случаются страшные вещи, люди сильно переживают и это совершенно нормально. Любой человек может впасть в ярость, грусть или отчаяние. Нужно немного подождать, пока станет легче.
- Скажите, что произошедшее ужасно, и вы и другие взрослые все сделаете для того, чтобы такое не повторилось и он жил в безопасном мире.
- Делайте акцент на том, что вы справились с ситуацией, что ребенок сильный и смелый, как супергерой, что теперь вы в безопасности.
- Предложите нарисовать рисунок победы «добра» над «злом».
- Помогите снять мышечное напряжение с помощью игр.
- Ребенок должен находиться в безопасном месте и со взрослым, которому он доверяет.
- Пропишите правила безопасности, если ребенок остается дома один (не открывать чужим дверь, кому звонить, если родителей долго нет дома).
- Любое видео со сценами насилия, информация о применении насилия для ребенка недопустимы.
- Соорудите «коробочку проблем», куда ребенок может складывать записки о том, что его волнует. Перечитывайте и вместе находите ответы на вопросы.
Подросткам важно знать, где искать проверенную информацию, и быть полезными, знать, что они могут сделать сами для других людей и улучшения ситуации.
- Создайте условия для выражения чувств, помогите понять, что его чувства нормальны. Скажите: «Я чувствовал(а) себя так же. Я боялся (лась) и чувствовал (а) беспомощность».
- Поощряйте больше общаться с друзьями и близкими.
- Поддерживайте конструктивное стремление подростков помогать другим и помогите найти подходящие занятия, в которых они могут проявить свою силу и ответственность.
- Вы должны быть убеждены в том, что они в безопасности. Для этого важно создать временные правила, пока ситуация не нормализуется – когда и куда можно идти, что можно делать, как выходить на связь, проговорить слова - пароли для разных ситуаций.
- Скорректируйте чувство чрезмерной ответственности и вины: объясните, что действительно можно сделать, а что – нет. «Многие взрослые чувствуют себя так же, как ты, они раздражаются и винят себя в том, что больше ничего не смогли сделать. Но никто из нас не виноват в этом».
- Помогите подростку понять, что несдержанное поведение является очень опасным способом выражения чувств (например, гнева) в первую очередь для него самого. Ведь проблему это никак не решит, а ему навредит, и придется справляться еще и с последствиями рискованного поведения.
- Объясняйте прямо и честно: «Когда случаются такие события, все люди испытывают страх, гнев, выходят из себя и даже хотят отомстить и самим проявлять насилие. Такие изменения в установках людей случаются часто. Сейчас тебе не верится, но через какое-то время мы все вернемся к нашей привычной жизни и взглядам».
Будьте внимательны к состоянию ребенка, отслеживайте тревожные признаки и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.
Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси