Культура поведения в конфликтной ситуации

Общение – часть нашей повседневной жизни. Общение предполагает, что участники коммуникации понимают эмоциональные состояния и желания друг друга, кроющиеся за формальным значением слов. Общение – это движение навстречу друг другу.  В эффективном общении партнеры не только четко передают информацию и верно ее интерпретируют, но и дают своему партнеру почувствовать принятие, уважение и понимание. Однако не всегда общение и взаимодействие с другими складывается легко и комфортно, нередки и конфликтные ситуации.

Мы привыкли воспринимать конфликт как нечто негативное. На деле же конфликт – это столкновение расходящихся мнений, интересов и целей двух людей (или групп). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не совпадение интересов, желаний партнеров. Это не значит, что настал крах взаимоотношениям, это значит, что вы нашли вопрос, важный для обеих сторон. Конечно, семейный конфликт отличается от конфликта на работе или с друзьями. Выделяют пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях:

  1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, участник может поступиться своими интересами).
  2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).
  3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).
  4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя её причин, избегание конфликта).
  5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Стиль поведения участников в конкретном конфликте зависит от того в какой мере участники хотят удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). В разных ситуациях можно придерживаться разных стратегий поведения. Зачастую в ситуации конфликта мы испытываем сильный эмоциональный всплеск, но важно помнить, что сгоряча можно «наломать дров» и завести конфликт в тупик, усугубить ситуацию.

Итак, чтобы грамотно разрешить конфликт необходимо заранее настроиться на конструктивный и продуктивный диалог и следовать следующим правилам:

  1. Помните о позиции «Я-высказываний», желательно сообщать собеседнику о своих собственных мыслях и чувствах, а не о своём мнении на его счёт («ты-высказывания»).
  2. Попросите собеседника высказать свою версию происходящего по сути и без перехода на обвинения.
  3. Возможно, в силу эмоционального накала или возраста, ваш собеседник нередко будет сбиваться на «ты-высказывания», обвинения. Не поддавайтесь на провокации, иначе конструктивного диалога не получится и проблема не будет решена. Вместо этого дайте человеку рядом с вами понять, что вы его понимаете и признаёте его чувства.
  4. Беседу можно отложить, если вы не чувствуете в себе сил спокойно решать проблему, но и затягивать не стоит, ведь участники затянувшихся конфликтов нередко забывают важные факты и нюансы и тогда конфликт либо забывается и есть риск его повторения (стороны ведь так и не разрешили проблему), либо его уже слишком трудно разрешить.
  5. Выражайте своё мнение, мысли и чувства, свою версию происходящего корректно, ваша задача не накалить обстановку, а разрешить разногласия.
  6. Избегайте угроз и обесценивания мнения и чувств собеседника.
  7. Обсудите возможные варианты решения трудной ситуации, решите, на какие изменения готов или не готов пойти каждый из вас.
  8. Будьте готовы к тому, что существуют сложности, которые не так легко решить сразу. Если не получается изменить всё немедленно, здесь и сейчас, дайте себе время, задавайте вопросы, анализируйте.

Помните, что разногласия – это лишь симптом необходимости каких-то перемен. Идите навстречу друг другу, слушайте, будьте внимательны к чувствам и ценностям ваших близких!

 

 

 

С уважением, педагоги-психологи школы