Памятка "Профилактика суицидального поведения. Способы общения с детьми"
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения.
Особенности общения с детьми.
Признаки суицидального поведения (тенденций):
- стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;
- творчество с доминированием тематики смерти, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;
- поиск информации о способах суицида;
- резкое изменение настроения;
- отсутствие планов на будущее (безнадежность);
- самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;
- самоповреждения;
- высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;
- ритуалы прощания с родными близкими, раздача личных вещей, завершение дел;
- признаки депрессивных расстройств (длительно сниженный фон настроения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, отсутствие интереса к жизни);
- нарушение коммуникации со сверстниками, буллинг;
- выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя. Иногда это может маскироваться вызывающим поведением, дерзостью.
Что может удержать подростка от суицида
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
- Будьте внимательным слушателем.
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Помогите определить источник психического дискомфорта.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
- Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы.
- Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
- Внимательно выслушайте подростка!
- Наличие у подростка актуальных жизненных ценностей, проявление интереса к жизни, планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии
- Успокоиться самому.
- Проявит участие, уделить всё внимание ребёнку.
- Выслушать. Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
- Обнадежить. Не оставлять одного.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?».
3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Давай поразмышляем: почему не получается сейчас? Или «Если не получается, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг» и тому подобное.
Не стоит произносить фразы, которые могут обесценить поступки и старания ребенка, например: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!».
Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. Например «Все будет хорошо, дорогой. Мы любит тебя. Мы вместе все сможем решить». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. При этом, не обесценивая чувства и переживания Александра. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.
5) Нормализация, вселение надежды: «С чего бы он начал, если бы хотел что-то изменить?» «Кто может в этом поддержать». «Что я могу сделать для тебя?». «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит». «Давай попробуем вместе…».
Используя подобные высказывания Вы сможете дать понять ребенку о том, что Вам важны его чувства, переживание, Вы цените его как личность и признаете его трудности.
Так же не стоит забывать и о своих чувствах и переживаниях. О них важно говорить! В этом случае можно использовать технику Я-высказывание:
Я-высказывание — способ выразить свою точку зрения на ситуацию, не провоцируя конфликта и не отталкивая ребенка от себя.
Правило 1.
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом!
Правило 2.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Как построить правильное я-высказывание?
Можно придерживаться небольшой схемы:
Наблюдаемые факты о том, что происходит + Местоимение «я», «мне», «меня» + Чувства, которые человек переживает в этой ситуации. Например: «Когда ты говоришь одновременно со мной, я начинаю раздражаться и нервничать», «Когда я разговариваю с человеком, который отвернулся от меня, мне очень обидно», Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься. «Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно».
При желании можно добавлять + Объяснение, почему возникают такие чувства.
Например: «Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать».
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) Вы обнаруживаете у ребенка признаки наличия депрессивного состояния (сниженное настроение, утрата интересов, снижение активности, энергичности, снижение самооценки, нарушение сна, аппетита и т.п.), не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к специалистам для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
Телефоны доверия:
Телефон доверия в городе Бресте: (80162) 51-10-13, или короткий номер 170 (круглосуточно) с городского телефона.
Республиканский центр психологической помощи: +375 17 300 10 06.
Республиканская детская телефонная линия 8-801-100-16-11.
Центры, оказывающие психологическую помощь подросткам:
Центры дружественные подросткам: «Вместе», «Акцент», «Новый Я» (находятся на базе детских поликлиник №1, №2, №3 г. Бреста).
УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер», детское отделение дневного прибивания.